Особенности мифических существ Японии
Славянина, впервые попавшего в Страну восходящего солнца, ожидает много открытий. Туриста удивят не только завораживающие пейзажи и блюда национальной кухни, но и необычные существа: чудовища, призраки. Увидеть вы их не сможете, и это радует. Зато в мифах опасные создания встречаются на каждом шагу.
Многоликие и хитрые духи
Персонажи сказок и легенд в той или иной мере отражают культуру народа, его обычаи и религиозные воззрения. Буддизм и синтоизм тесно переплелись в японской культуре. Трепет перед непредсказуемостью стихий, трагический опыт войн, знание о непостоянстве человеческого характера — все это вылилось в неординарные предания.
Характерная черта злых духов и призраков — способность к трансформации. Монстр-паук может притвориться миловидной женщиной, чтобы завлечь юношу в свои сети, а демоны-убийцы способны принимать облик храбрых юношей и жить среди людей, не выдавая своей природы.
Обзор самых необычных сущностей
Список топ-9 популярных созданий из фольклора включает очень необычных существ.
- Рю (драконы). В представлении японцев драконы — это длинные бескрылые создания с большой головой. Уши на голове отсутствуют. Зато усы, длинные и тонкие, у дракона имеются. Голова мифического существа украшена двумя рогами. Короткие когтистые лапы довершают образ. Драконы забавы ради вызывают ураганы и дожди. Они способны на добрые поступки. Сообразительные мудрые существа любят жемчуг. Чтобы заполучить редкую жемчужину, дракон может пойти на авантюру или сделать своим помощником человека.
- Получеловек-полуаист (тэнгу). Фигура мужчины, длинный красный нос, птичьи лапы и крылья — примерно такое описание монстра можно найти в фольклоре. Летающие сущности являются духами гор. Логично, что встретить тэнгу можно в горах. Воинственные создания сами не живут спокойно и не дают людям наслаждаться мирной жизнью. В Японии тэнгу считаются зачинщиками войн.
- Единорог (кирин). Он символизирует справедливость, удачу и щедрый урожай.
- Собака-оборотень (инугами). Светящиеся безумные глаза, вздыбленная шерсть, кровавый след от меча на ее шее — главные черты облика этой сущности. Чудовища известны не только в кругах исследователей фольклора, но и среди магов. Колдуны, желающие наказать своих врагов, идут на жестокий ритуал. Маг приобретает собаку, морит ее голодом, держа на цепи. Когда животное достигает пика страданий, человек отрубает ему голову. Дух собаки превращается в кровожадного оборотня. Исполнитель обряда может приказать, чтобы монстр вселился в тело его недруга и спровоцировал суицид. «Сотрудничество» с инугами опасно: потусторонняя сущность может убить своего бывшего хозяина.
- Зверь-оборотень (тануки). Он выглядит как обычная енотовидная собака но обладает колдовскими способностями. В отличие от инугами, несущего гибель, тануки приносит людям счастье и достаток. Если верить поверьям, добрый оборотень любит саке. Жители страны восходящего солнца уверены: без присутствия тануки нельзя изготовить качественный хмельной напиток. Многие японские питейные заведения украшены фигурками этих беззлобных духов. По мнению японцев, тануки также покровительствует торговле. Старая легенда гласит: шкура тануки обладает свойством «расширения богатства». Если вы завернете в такую шкуру кусок золота и несколько раз ударите по ней палкой, драгоценный слиток заметно увеличится.
- Добрый волк, посланник богов-ками. В японском фольклоре он называется «оками». Благородное существо умеет заглядывать в людские сердца и часто спасает людей от беды.
- Сикомэ. Эти создания похожи на гоблинов из западноевропейского фольклора. Клыкастые, мускулистые, ростом немного выше человека, сикомэ живут в горах. Кровожадные сущности часто нападают на путников и убивают их. Одолеть сикомэ в бою очень трудно, т.к. монстр обладает огромной физической силой.
- Бесы. Японцы называют их «они» (с ударением на «о»). Окрас кожи этих созданий может быть желтым, черным или голубым. Своим внешним видом они напоминают человека, однако наличие у такого создания рогов, клыков, и длинных когтей не позволит усомниться: перед вами — бесовская сущность. Кровожадное выражение лица дополняет мрачный образ демона. Обитает Они в аду (Дзингу). Если черти решат вам навредить, ваша участь незавидна. Сражается Они железной палицей и не знает усталости в бою. Рука или нога беса, отрубленная в схватке, быстро прирастает обратно. Если возникает необходимость, черт может превратиться в человека.
- Морской монах (умибодзу). Этот монстр выглядит, как огромная лысая голова. Цвет — черный. Если верить легендам, умибодзу обожает топить корабли. Чудище пускается на разные уловки, чтобы члены экипажа вступили с ним в контакт. Если моряк посмотрит на монстра или отзовется на его голос — корабль будет потоплен.
Необычный водяной
Отдельного рассказа заслуживают каппы — аналог славянских водяных. Второе их название — касамбо. Эти создания ростом с десятилетнего ребенка соединили в своем облике черты лягушки, обезьяны и черепахи. От капп исходит характерный запах рыбы. Места обитания сущностей: озера и реки.
Касамбо имеет зеленые перепончатые лапы, уродливый клюв и панцирь на спине. Голова монстра покрыта волосами. На его макушке всегда есть блюдце с водой. В этой воде заключена магическая сила касамбо.
Нередко водяные изображаются похожими на обезьян. У них отсутствует черепаший панцирь, а на руках имеется большой палец. Тело монстров покрыто шерстью. Любимая пища создания — огурцы. Если вы собираетесь на речку, удержитесь от желания съесть этот овощ. Интересная подробность: водяные духи любят борьбу сумо.
Главное предназначение чудищ — защищать воды от загрязнения, однако добрыми духами их не назовешь. Каппы нередко заманивают людей в воду, нападают на пловцов. Они могут затащить в речку животное. Затем монстр убивает свою жертву и выпивает ее кровь.
Если человек встретит каппа у реки, нужно поклониться ему. Ответив на ваш поклон, зеленый собеседник станет абсолютно безопасен. Когда вода выльется из блюдца, касамбо потеряет свою силу.
Оборотни женского пола
Монстры из фольклора японцев бывают не только мужского пола, но и женского. Важное место в японской мифологии занимает снежная женщина (юки-онна). Если верить мифам, когда-то она была земной девушкой.
Красавица умерла в снегах, вдали от родных. Ее дух превратился в олицетворение беспощадной зимы и смерти.
Высокая стройная девушка с длинными черными волосами, очень светлой кожей и безжалостным взглядом появляется в снежные ночи. Она одета в белое кимоно. Характерная черта, отличающая потустороннюю сущность от живой женщины — отсутствие ног. Юки-онна плывет по снежному покрову, не оставляя следов. Согласно легендам, она появляется перед странником, который потерял дорогу в метель. Леденящий поцелуй красавицы забирает у путника жизнь.
Японский аналог европейской Снежной королевы отличается коварным и злобным нравом. Во многих преданиях говорится, что юки-онна убивает мужчин и выпивает их кровь. Снежная женщина изредка вступает в сексуальную связь с мужчиной, чтобы забирать у него энергию.
Другие существа женского пола
Из японских преданий особенно выделяются 4 странных женщины.
- Призрак-паук (йорогумо). Чтобы усыпить бдительность человека, потустороннее существо принимает облик нежной обворожительной женщины. Стратегия женщины-паучихи: она живет в лесной избушке, заманивает путников красивой игрой на лютне. Если человек поддается искушению и заходит в домик, происходит следующее: призрак усыпляет бдительность своей жертвы мастерской игрой на инструменте и незаметно опутывает несчастного паутиной. Затем йорогумо убивает свою жертву.
- Горная ведьма. На японском языке она называется «ямауба». Это существо напоминает Бабу-Ягу из славянского фольклора. У ведьмы длинные седые волосы. Они выглядят очень неухоженными. Рот чудовища растянут на все лицо, а глаза светятся огнем. Ямауба одета в старое рваное кимоно. Живет она в лесах и горах Японии. Жилище бесовской бабушки — маленький неприметный домик. Чтобы заманить путника в свою хижину, ямауба может превратиться в милую девушку или в родственницу путника. В некоторых преданиях рассказывается, что ведьма притворилась матерью или сестрой путешественника, чтобы тот подошел к ней поближе. Участь человека, утратившего бдительность, печальна: ямауба убивает его и съедает.
- Нуре-онна. Так называется монстр, имеющий голову женщины и гибкое змеиное тело. У чудовища имеются руки с перепонками (как у лягушки). В каждом рассказе образ нуре-онна обрастает все новыми подробностями. Согласно некоторым преданиям, длина тела демонического существа превышает 200 м. В одной из сказок полузмея украсила свои волосы костями убитых ею людей. Популярная легенда описывает нуре-онна, как ведьму-обманщицу. В руках монстр держит сверток, напоминающий младенца. Добрый прохожий предлагал «молодой маме» свою помощь, и сверток оказывался у него в руках. Вес магического кулька моментально увеличивался, и жертва не могла бежать с ним. Ведьма убивала и съедала путника.
- Пересмешница с уродливым лицом (керакера-онна). Это существо не убивает и не калечит людей. Оно преследует прохожих и изводит их насмешливым хохотом.
Жертва голода
Не все мифические существа Японии предстают перед нами в однозначной трактовке: жертва или чудовище. Жестокий монстр или угрюмый призрак может быть жертвой обстоятельств или проклятия. Инугами не являлись злыми изначально. Монстрами они стали по вине человека. Злобный призрак, согласно некоторым рассказам — душа зверски убитого доверчивого парня.
Неординарным и драматическим персонажем народных сказаний является безумная женщина с двумя ртами (футакучи-онна). Первый рот у нее расположен на лице, а второй — на затылке. От окружающих людей этот рот скрыт волосами.
В монстра превратилась обычная женщина. Каждая легенда по-разному описывает историю этой трансформации. В одном из преданий рассказывается, что второй рот возник на затылке несчастной японки, которую изводил муж-скупец.
Бедняжка была вынуждена очень мало есть, чтобы не злить супруга. От такой жизни у нее возник на затылке второй рот, прожорливый и своенравный. Он выкрикивает ругательства и требует еды. Волосы женщины превращаются в змей, которые доставляют пищу в тайный рот.
Согласно некоторым источникам, женщина сама накликала на себя страшные перемены. В прошлом она морила голодом свою падчерицу и в наказание за свое зло стала оборотнем с вечно голодным вторым ртом.
Другие вымышленные создания
Лиса-оборотень (кицунэ) является одним из самых знаменитых мифических персонажей. Это существо обладает колдовскими способностями.
Покровительницей «чудо-лисиц» является богиня Инари. Образ кицунэ привлекает своей многогранностью. Фольклорные источники выдвигают несколько гипотез, откуда берутся кицунэ. Если при жизни человек совершал недобрые поступки, вел скрытный образ жизни или занимался мошенничеством, его душа становится лисицей-волшебницей.
Магическая сила не сразу приходит к лисе-оборотню. Ее совершеннолетие наступает в возрасте 50 или 100 лет (в фольклоре указываются разные цифры). С этого времени рыжая колдунья может менять свой облик. Кицунэ превращается в миловидную девушку. Иногда она может обернуться красивым юношей. Чем могущественнее лиса-колдунья, тем больше у нее хвостов. Наиболее умелыми оборотнями считаются 9-хвостые кицунэ.
В некоторых преданиях сообщается, что оборотень, общаясь с людьми, пожирает их жизненную энергию. Существуют рассказы, в которых кицунэ проявляют себя, подобно добрым феям: помогают людям, предостерегают благородного героя от опасности.
Сказки и предания изобилуют упоминаниями о призраках. В Японии привидений называют «юрэй». Души погибших не осознают, что они уже не принадлежат этому миру. Их часто можно встретить на месте гибели. Выглядят юрэй почти так же, как выглядели при жизни. На них надет белый погребальный саван. У привидения отсутствуют ноги. Оно бесшумно скользит, не касаясь пола.
Кто становится юрэй:
- женщина, убитая мужем-ревнивцем;
- люди, погибшие насильственной смертью;
- души людей, над которыми не был совершен правильный погребальный обряд.
Обособленно ото всех призраков стоит образ хари-онаго. Это красавица с длинными черными волосами. Локоны исполняют роль смертоносных щупальцев. На их кончиках имеются шипы и крючки.
Легенда гласит, что эта барышня ночью гуляет по улицам и дорогам. Встретив мужчину, который ей приглянулся, хари-онаго улыбается. Если прохожий улыбнется ей в ответ, чудовище расплетает волосы и нападает на свою жертву. Щупальца крепко обхватывают и связывают несчастного. Призрак разрывает на части тело человека.
Влияние фольклора на культуру
Как утверждают предания и сказки, не все опасные существа имеют потустороннюю природу. Оборотнями часто становятся обычные люди. Образ рокуро-куби — (полуженщины-полупризрака) является очень интересным феноменом.
Японцы верят, что в рокуро-куби может превратиться любая женщина. Ее внешность днем остается неизменной, а ночью шея красавицы растет. Голова хозяйки ползает по дому и говорит глупости. В супружеской жизни такие дамы несчастливы. Мужья не слишком благосклонно воспринимают чудачества своих половинок.
В каждой легенде закодирован важный смысл: недостаточно родиться человеком. Значительно труднее остаться им, не растеряв свои добрые качества. Злые и высокомерные люди, по мнению японцев, могут превращаться в чертей. Такое метафоричное объяснение напоминает нам о необходимости контролировать свои эмоции. Истории о призраках, оборотнях и демонических сущностях стали частью культуры и менталитета японцев.
Правила этикета, которые сформировались под влиянием фольклора:
- избегать общения с незнакомыми людьми в поле и на дороге;
- перед морским путешествием совершать обряды, которые защитят человека от гнева божеств;
- держать обещания;
- не сквернословить.
Заключение
В японских преданиях и сказках можно встретить и милых добродушных персонажей, и злобных монстров. Каждое мифическое существо является сгустком верований, ожиданий, исторического опыта японцев. Важное место в фольклоре занимают оборотни и призраки.