Образ и аналоги библейского чудовища Левиафана
Обитателям берегов Тихого океана то и дело чудится рыба-монстр, выглядывающая из пучины. Кто такой Левиафан и что означает его имя — вопросы, на которые нет однозначного ответа. Исследователи по-разному трактуют роль этого существа. Одни называют его творением Божьим, другие считают демоном, третьи относят к нейтральной стороне. Во всех направлениях есть рациональное зерно, но все исследователи сходятся в одном: Левиафан — страшное чудовище, монстр, обитающий в глубинах вод.
Версия божественного сотворения
Теория происхождения от Бога — самая распространенная. Она опирается на довольно веское доказательство — упоминание в Ветхом Завете. В книге Иова сказано: Бог создал дракона Левиафана в доказательство своей безграничной власти над всем, что находится под небом. В том же источнике в диалоге с Иова Бог называет Левиафана чудовищем, несущим ужас и смерть, и одновременно восхищается великой мощью монстра.
По преданию, Бог создал каждой твари по паре. Левиафан — существо мужского пола, самки для него Господь не предусмотрел, но пара у монстра все же имеется. В дополнение к Левиафану Бог создал мифологическое чудовище Бегемота. Пару монстров, вышедших из-под руки Всевышнего, невозможно ранить оружием. Ни ангелы, ни смертные не могут их убить. Чудовищ нельзя приручить или сковать, т. к. их неизмеримая сила способна разрушить железо. Левиафан и Бегемот подконтрольны только самому Богу, что подчеркивает его всемогущество.
Левиафан описан во многих иудейских и христианских источниках. Существуют отличия в изображении монстра и среды его обитания, но конец у создания везде один и тот же: в день Страшного Суда Левиафан и Бегемот вступят в смертельную схватку. В результате продолжительного сражения чудовища убьют друг друга, а спасшиеся праведники будут пировать их мясом.
Демоническое рождение
Версия демонического происхождения существа тоже имеет массу сторонников. Она опирается на то, что Левиафан — это зло, исходящее из Ада, и по определению не может быть связано с Божьим деянием, сеющим мир и добро.
Демонолог XVI в. Бринсфельд считал его падшим ангелом, которому пришлось покинуть Рай. Он назвал чудовище принцем Ада, наделенного той властью, что и Люцифер. Некоторые демонологи заявляли, что это — никто иной, как сам Сатана, его звериная сущность.
Большое количество исследователей причисляют монстра к 7 князям Ада, олицетворяющих человеческие грехи.
- Люцифер — олицетворение гордыни.
- Сатана — воплощение гнева.
- Демон зависти Левиафан.
- Демон алчности Мамона.
- Олицетворение похоти Асмодей.
- Воплощение лени Бельфегор.
- Демон чревоугодия Бегемот.
Демон Левиафан обладает даром ясновидения и пожирает человека как зависть. Он многолик, т. к. умеет принимать облик своей жертвы. Чудовище прекрасно ориентируется в воде и на суше. Убить демона способны только Бог, архангел Гавриил и демон Бегемот.
Другие версии происхождения
В древнеегипетской мифологии зверь изображен крокодилом невероятного размера, живущим в реке Нил. Согласно мифам, чудовище выходило на сушу, когда Древнему Египту грозила опасность, и пожирало обидчиков.
В древневавилонских сказаниях возникает в образе огромной рыбы и служит богу моря Яме. Скандинавская и древнерусская мифология взяли монстра, как прототип своим Йормунганду и Чуду-Юду соответственно. Под описание Левиафана в древнегреческой мифологии попадает Лернейская гидра — стоголовая змея, сторожащая подводные врата Ада. Часть исследователей утверждает, что Левиафан — это и есть тот самый змий, который угостил Еву яблоком в Раю.
Некоторые современные религиозные течения выставляют животное верховным божеством. В честь него создают культы и проводят жертвоприношения. Приверженцы таких течений считают Левиафана водным владыкой, который находится в нейтральной стороне от Рая и Ада.
Внешний вид существа
О том, как выглядит Левиафан, написано много. И либо у страха глаза велики, либо чудовище пользуется своей многоликостью, но в описании монстра в разных источниках очень много противоречий. Его изображают семиглавым драконом с рогами, вечно извивающейся змеей с плавниками, крокодилом, китом, акулой и даже динозавром.
Подробное описание морскому чудовищу Левиафану дается в книге Иова. Здесь сущность возникает, как громадный огнедышащий монстр. На голове у него растут длиннющие рога по 300 миль каждый. Глаза горят в темноте огнем. Пасть его внушает ужас: 2 мощные челюсти с огромными острыми зубами, через которые постоянно извергается пламя. Своим дыханием змей Левиафан способен разжарить угли, поэтому из ноздрей постоянно идет пар, которым он периодически кипятит море.
Монстр Левиафан настолько страшен и свиреп, что ни один воин не решился вступить с ним в схватку. Помимо своей ужасающей внешности, он обладает следующими способностями:
- бессмертен и не подвержен действию оружия;
- обладает сверхъестественной силой;
- умеет перевоплощаться;
- наделен уничтожающей силой, способной убить даже ангела;
- имеет обостренные органы чувств.
Место обитания
Левиафан — это мифическое существо, живущее в недрах вод. Средой его обитания считаются большие глубокие водоемы, где немаленькое чудовище может поместиться.
В некоторых источниках указывается, что монстр отдает предпочтение морям. Во время покоя мирно дремлет на илистых обломках кораблей. В случае необходимости морское существо выбирается на берег, но по окончании «земных» дел ныряет обратно на дно.
В христианских верованиях он обитает в так называемом кристальном море — воде, замерзшей в небе. Под толщею льда чудовище спит. На землю нога дракона не ступает, он царит только в воде. Когда появляется надобность навести порядок в море — утопить корабль или поглотить жертву, Левиафан спускается с небес в воду.
Интерпретации образа Левиафана
Образ животного всегда активно использовали деятели искусства. Одноименные произведения писателей Бориса Акунина, Скотта Вестерфельда, киноленты Леонардо Кейжеля и Джорджа Косматоса, картина Уильяма Блейка «Левиафан и Бегемот» — это лишь часть произведений искусства, эксплуатирующих образ чудовища.
Самая интересная интерпретация того, что значит Левиафан, представлена в одноименной книге Томаса Гоббса. Автор отождествляет государственную машину с мифологическим морским монстром. У государства есть душа, выражающаяся в верховной власти и разум, структурированный в систему законов.
От них исходят нервные импульсы в виде наказаний и поощрений для мотивации действий всего организма. У государства есть память, выраженная советниками, опирающимися на свой опыт и других стран.
Государственное тело приводят в движение мышцы, олицетворяющие должностные лица. Силу и мощь обеспечивает богатый слой населения. Государство пребывает в здоровом состоянии в мирное время и болеет в период смут. Уничтожить Левиафана может только гражданская война.
Государство — это чудовище, которое держит свое население в страхе. Борьба с ним бесперспективна, т.к. оно способно поглотить социальную единицу, не поперхнувшись. Оно необходимо для поддержания социума в порядке.
Книга Гоббса вышла в 1651 г., а идея сравнения государства с Левиафаном не теряет своей остроты. Даже немецкий философ Фридрих Ницше в своей бессмертной книге «Так сказал Заратустра» использовал эту метафору. Он назвал государство холодным и скользким чудовищем: лживым, вороватым и насквозь пропитанным фальшью.
В 2014 г. вышел фильм «Левиафан» режиссера Андрея Звягинцева. Несмотря на мировое признание, скандал вокруг картины до сих пор не утихает. Звягинцев не просто сравнил государство с мифологическим чудовищем, а провел параллель между главным героем Николаем и Иова.
Подобно судьбе праведника, на Николая со всех сторон обрушились невзгоды: начиная с финансовой катастрофы и заканчивая изменой любимой жены с лучшим другом. Апогеем всех несчастий становится убийство супруги, в котором его и обвинили. В отчаянии Николай обращается к архиерею с гневными высказываниями в сторону Бога. На это церковный служитель отвечает цитатой из книги Иовы, тем самым подчеркивая, что пути Господни неисповедимы.