История происхождения Бабы Яги
Эта героиня сказок вызывает неоднозначные ассоциации. В представлении обывателя она уродливая ведьма, летающая в ступе. За Ягой закрепилась репутация похитительницы детей, но иногда бабушка проявляет себя как мудрая помощница.
Особенности образа
Яга, Ягибиха, Ендза, Ягишна — популярный персонаж славянского фольклора. Изначально Ягой называлось женское божество со змеиным хвостом и желтыми глазами. Богиня провожала души усопших в Земли предков.
Здесь прослеживается сходство Ягишны с древнегреческой Ехидной, которая имела верхнюю половину тела, как у земной женщины, а нижняя половина была змеиной.
Согласно античной мифологии, Ехидна была супругой Геракла. От этого союза произошли племена скифов. В фольклоре Яга играет важную роль. Герои обращаются за помощью к грозной старухе в безвыходных ситуациях.
Образ Яги со временем менялся, дополнялся новыми чертами. Змеиный хвост героини превратился в костяную ногу. У всех народов кость является символом небытия, смерти, разрушения. Имея неразрывную связь с миром усопших, колдунья могла оказывать влияние на судьбы живых людей.
В некоторых поверьях Ягишна выступает помощницей Смерти. Вместе со Смертью Яга путешествует по земле и забирает человеческие души. Если верить одной легенде, Ежка и ведьмы, которые служат ей, питаются душами умерших.
Считалось, что Яга может некоторое время жить среди людей под видом обычной женщины, но от обычной крестьянки Ягишна отличается огромной колдовской мощью. При желании старуха может исцелить человека, но если ее разозлить, Баба Яга сгубит неприятеля, наслав на него колдовство. У бабки-ведуньи много слуг. Среди них — коты, змеи, ящерицы. Ягу боятся и слушаются младшие ведьмы.
Бабка летает в железной ступе. «Колесница» может замедлять или увеличивать скорость. Когда ведьма желает быстро мчаться в ступе, она стучит по ней пестом. Чтобы не оставлять за собой следов, Яга заметает их помелом. Иногда бабка запрягает в ступу чертей. Бесы везут свою хозяйку по воздуху. Увидев такую картину, люди немеют от ужаса.
У старухи есть немало сокровищ. Ей известны все тайны и человеческие помыслы. Еще до того, как путник подойдет к ее избушке, Ягибиха знает, кто к ней пожаловал и с какой целью.
В сказках и преданиях прослеживается 4 ипостаси колдуньи.
- Воительница. Ягая (т. е. «грубая») женщина имеет меч-кладенец и обладает большой физической силой. Чтобы навести страх на людей или просто забавы ради, она сражается с богатырями. Ведьма может вырезать ремень из спины побежденного врага.
- Похитительница. Она странствует по свету и похищает детей. Некоторых малышей старуха убивает и съедает. В легендах указано, что своих жертв Ягишна жарит в печи. Распространенный сюжет сказок: ведьма утаскивает ребенка в свою лесную избушку. Затем пленнику удается перехитрить бабу и сбежать.
- Союзница героя. Яга видит прошлое и будущее и помогает достойным людям. Старуха радостно встречает героя, пришедшего к ней в избушку. Она парит путника в бане, кормит вкусным ужином. Затем Баба Яга дает гостю полезные советы. Ягишна может подарить человеку волшебный предмет (зачарованное зеркало или клубок, ведущий к замку Змея Горыныча).
- Повелительница стихий. Колдунья может по своему желанию вызвать бурю, остановить дождь.
Внешность
Как выглядит ведьма (характерные черты ее облика):
- старуха с растрепанными седыми волосами;
- ее лицо испещряют глубокие морщины;
- крупный крючковатый нос;
- прищуренные глаза излучают колдовской свет;
- колдунья имеет железные зубы;
- на ее спине выпирает горб;
- у ведьмы имеется высохшая костяная нога;
- баба одета в длинное старое платье;
- на голове Ягибихи — головной убор, украшенный рогами (кика).
Образ могущественной ведьмы довершают соломенные лапти. В некоторых поверьях колдунья изображается в длинной красной юбке и сапогах. Если верить белорусским легендам, Яга может превращаться в ужа, лошадь, дерево.
Возраст
Ни одна сказка не дает ответа на вопрос, сколько лет Ягишне. О том, что она прожила на свете много веков, говорят такие фразы старухи: «Уж 300 лет в мою избушку никто не жаловал», «видала я этот меч лет 100 назад». Вероятнее всего, колдунья наделена даром бессмертия.
Место жительства героини
Обитает Баба Яга в чаще леса. Жилище колдуньи — маленькая избушка на курьих ножках. Домик старухи может поворачиваться в любую сторону. Как описывается двор и домик сказочного персонажа:
- избушка огорожена забором из человеческих костей: на кости нанизаны черепа с горящими глазницами, ночью колдунья пользуется черепами как светильниками — этот атрибут служит и для отпугивания людей;
- избушка покрыта блином: эта деталь указывает на потусторонние силы, дань уважения усопшим — блины с древности являются одним из поминальных блюд;
- домик закрывается на костяной засов;
- функцию дверного замка выполняет зубастая пасть.
В избушке ведьмы имеется большая печь. Согласно некоторым преданиям, в этой печи Яга поджаривает детей. Огонь не приносит вреда старухе. Угли из печи она выгребает ногами.
В словацких сказках указано другое место жительства колдуньи — подземное царство, «пекло». К могущественной ведьме обращались герои, которым нужно было повидаться с умершими родственниками либо узнать у мертвых важную тайну.
Причины поиска Яги людьми
Сама колдунья и ее жилище внушали людям страх, но некоторые смельчаки приходили навестить Ягу. Предания подают несколько версий, что приводит юношей и девушек к избе Ягишны.
- Стремление укрыться от преследователей.
- Сложная жизненная ситуация (исчезновение невесты, козни злой мачехи).
- Жажда тайных знаний.
Ведьма обращается с гостями по-разному. Некоторых людей она убивает, а некоторых спасает от гибели. На старуху не действуют льстивые разговоры или благородное происхождение гостя. Она испытывает уважение к смелым, трудолюбивым и вежливым героям.
Истоки появления персонажа
В мифологии многих славянских народов имеются упоминания о пожилой колдунье, которая контактирует с потусторонним миром и иногда заступается за обиженных людей.
Известно несколько версий имени «Яга». Исследователи склонны видеть в нем отголосок древнерусского слова «яза», которое означало немощь. Слова «яза», «язый» обозначали больного человека. Сторонники этой версии утверждают: бабкой Ягишной называлась знахарка.
Если колдунья живет вдали от поселения в необычном лесном доме, о ней будут рассказывать сплетни. Иногда сплетни, дополненные яркими фантастическими подробностями, превращаются в сказки. Знахари в своих ритуалах используют разные атрибуты, в т.ч. кочергу, печь, кости и черепа животных. Обывателя удивляют и пугают такие обстоятельства. Фрагменты обрядов нашли отражение в сказках.
Второе значение имени связано с древним словом «ягать» (кричать, ругаться, беситься). Прототипом сказок могла стать грубая отшельница, живущая в лесу.
Некоторые исследователи связывают образ Ягибихи с темной ипостасью Праматери мира. Они считают Ягу хозяйкой леса и зверей, защитницей справедливости. Женское божество выступает и покровительницей магии и ремесел. Если верить сказкам, Василиса Прекрасная научилась у бабки шить. Иван-Царевич с помощью колдуньи спас невесту из плена.
В образе седовласой суровой бабки наши предки хотели показать одну из ипостасей Природы: многоликой и справедливой. Другие версии происхождения колдуньи тоже интересны.
- Охотница с Севера. Люди, живущие в северных лесах, нередко ставили домики на высоких столбах. Эта предосторожность защищала избушку от снежной бури, от нашествия диких зверей. Деревянные столбики могли «превратиться» в куриные ноги, которые упоминаются в преданиях.
- Странница из Индии. Современные языковеды не исключают, что термин «яга» произошел от санскритского «йог». Старушка, обучающая йоге, стала персонажем русских сказок. В пользу этой версии говорят некоторые детали. Индийские йоги живут в уединении, избегая контактов с людьми. Ступа старухи очень похожа на священные сооружения индусов. Название этих сооружений — «ступпы».
- Создание, принадлежащее миру мертвых (покойница). История доносит до нас описания погребальных обрядов, которые проводились в славянских племенах. Покойников хоронили в домиках. Дома поднимались над землей на пеньках. «Жилища» назывались домовинами. Последнее пристанище покойника устанавливалось так, чтобы отверстие было обращено в противоположную от поселения сторону, т.е. домик стоял «к лесу передом». Мертвец лежал ногами к отверстию. Если прохожий из любопытства заглядывал в дверцу домовины, он мог увидеть только ноги трупа. Отсюда взялась фраза «костяная нога», известная нам из старинных преданий о Яге.
- Инопланетянка. Баба Яга могла прилететь с другой галактики.
- Королева африканского племени. Эта версия происхождения колдуньи активно обсуждается в молодежной среде. В древности в Южной Африке жило многочисленное племя каннибалов ягга. Вождями племени часто становились пожилые женщины-воительницы. Авторы гипотезы не объясняют, почему истории о кровожадной африканке отразились в славянской мифологии.
Существование в реальности
В реальной жизни всегда найдется место сказкам и мифам. Прототип Ягибихи (или несколько прототипов) были в реальности. Существует ли Яга в наши дни, каждый волен судить сам.
Если брать за основу версию о суровой Праматери, то Ягибиха — невидимая составляющая вселенской гармонии.
Заключение
Образ сердитой старухи стал неотъемлемой частью преданий. Известная нам Баба Яга может быть воплощением женской власти, колдовской силы или отражением древних погребальных обрядов. Среди версий, откуда появилась Яга, встречаются научно обоснованные и фантастические гипотезы.